Статья "ЧУДЕСА ТОПИАРА..."

(03 марта 2009)

Статья "ЧУДЕСА ТОПИАРА..." Журнал Мир животных (Февраль 2009 №1(17))

Опубликована моя статья "ЧУДЕСА ТОПИАРА: о декоративной стрижке растений – теория и практика.". В статье мои мысли и некоторые практические советы по применению топиарной стрижки растений и использования данного приема декорирования растений в условиях современного мегаполиса.

Этот журнал найти в электронном виде в сети Интернет весьма сложно, да и в печатном виде искать, наверное, не станете. Поэтому восполняю данный пробел и вы сможете прочитать всю статью прямо на моем сайте. Размещаю полный текст.

ЧУДЕСА ТОПИАРА: о декоративной стрижке растений – теория и практика

К большому сожалению, русское садоводство надолго было отлучено от мирового опыта. Оставшиеся в наследство сады и парки постепенно изменили свой облик согласно новым функциям, возложенным на них, и декоративная стрижка, там, где она сохранилась, свелась к геометрическому минимуму: шары, кубы, конусы и т.д. Многие, глядя на фотографии в журналах, думают, что такое зеленое топиарное чудо в наших условиях создавать невозможно. Просто боятся сломать стереотипы. Думаю, что мой небольшой опыт позволил изменить кое-что в окружающей меня действительности.

Я окончил Воронежский Лесотехнический институт. Работал в городском озеленении, занимался созданием частных садов и их обслуживанием. А затем "заболел" топиарным садом. Сам я работал с растением "на глаз" но, постепенно, когда в этом возникла необходимость, перешел к изготовлению топиарных рамок и садовых скульптур из проволоки.

Поверьте, что заниматься садом, а тем более выращивать топиарные формы в условиях Волгограда, достаточно сложная задача. Климатические условия, а именно: жаркое сухое лето, "малоснежье", частые оттепели и морозы до 30 градусов в купе с сильными ветрами, не благоприятствуют буйству зелени, разнообразию видов растений. Но, как говорится, человек - упрям, целеустремленен существо, он не сдается. И за последние десятилетия в частных садах, городских парках появились и различные виды туи, можжевельника, декоративно-лиственнные и красивоцветущие кустарники. И не только привозные, но уже и выращенные здесь и адаптированные к местным условиям, что в значительной мере упрощает дело.

Мой взгляд на декоративный сад может отличаться от традиционного, но он у меня есть. На данный момент сформировалась следующая ситуация: приусадебные участки, обладают, как правило, достаточно скромными размерами, а зеленные насаждения на улицах, вернее участки, отведенные ранее под них в городской черте, сильно уменьшились в результате хаотичной застройки данных территорий магазинчиками, кафе, автостоянками. Именно из-за маленьких размеров островков зелени и появляется необходимость в использовании новых, или, скорее старых, полузабытых приемах садоводства - топиарной стрижке.

Приусадебный участок

Думаю, что уже многие столкнулись с проблемами, когда разросшиеся деревья мешают друг другу и владельцам. Когда кустарники имеют вид заросшей, а не милой композиции. С течением времени выявились ошибки, которые закладывались еще в процессе проектирования. Некогда изящные туи, можжевельники выросли и расползлись вширь, сомкнулись кроны деревьев. Следовательно, чтобы вернуть композиции участка первоначальный вид или, наоборот, кардинально его изменить, необходимо брать в руки секатор, сучкорез и шпалерные ножницы, а в отдельных случаях и пилу. Например, возвращая первоначальную колоновидную форму туе западной, мы уже вынуждены заниматься топиарной стрижкой.

На малых участках деревья первого порядка для вольного произрастания (в смысле формы), возможно, высаживать очень ограниченным числом. Шаровидные формы хвойников тоже нуждаются в формирующей стрижке, равно как и можжевельник обыкновенный, и туя эриковидная (вересковидная). А столь любимые и разнообразные спиреи, боярышник, барбарис! И даже неприхотливые вяз мелколистный, бирючина и артемизия древовидная, называемая божьим деревом. Насколько они пластичны, как могут порадовать необычной формой, подчеркнутой у одних цветением, у других - мягкой изумрудной зеленью.

Необходимо только помнить, что стрижку красивоцветущих кустарников лучше проводить после цветения. Поэтому "специалисты", которые говорят об анахронизме топиарной стрижки, мягко говоря, лукавят. Все используют четкую вертикаль колоновидных хвойников. Подчеркивают динамичность композиции шаровидными туями, ивами. Короче, используют геометрию топиарных садов. Поэтому, если вы хотите сделать свой участок неповторимым, а в саду есть кустарники или деревья, которые необходимо убрать, но рука не поднимается, смело берите секатор и учитесь. Даже если на первых порах будите ошибаться, природа даст вам другой шанс - побеги отрастут снова. Думаю, я привел достаточно доводов для появления на ваших участках первых стриженых фигур.

Создать у себя топиарный сад задача хоть и благородная, но весьма трудоемкая. Поэтому можно ограничиться несколькими топиарными фигурами, которые в процессе совершенствования вашего мастерства можно делать все сложнее. Например, добавить к простым геометрическим формам фигуру животного. Это несложно сделать по готовой топиарной рамке. Вопреки распространенному мнению, если соблюдать необходимые условия, вреда от соприкосновения металла с деревом в зимнее время и вреда от врастания растения в каркас можно избежать. Это я уже испытал на практике.

Самая большая ошибка в том, что растения, посаженные в ноги фигуры, начинают сразу же стричь. Первый год необходимо дать кусту вытянуться. Осенью, пока побеги не окончательно потеряли гибкость, оставляем один, самый сильный. При помощи хлопчатобумажной веревки восьмеркой закрепляем побег по внутренней стороне фигуры. В последующие годы необходимо стричь, таким образом, дабы не допускать образования ветвей. То есть стрижку проводят по отрастанию побегов на 10-12 см., удаляя примерно одну треть. По окончании формирования фигуры стрижку проводят по контуру, периодически удаляя 3-5 сильно разросшихся побегов. Это позволит, не снижая декоративности, проводить частичное омоложение куста. В местах, где ствол начинает врастать в металлическую проволоку, часть каркаса удаляют.

Хочу сказать еще несколько слов в защиту топиарной рамки. Если голову и грудь делать с большей детальной проработкой мелких элементов (ноздри, глаза и т.д.) - то они и вовсе не требуют заращивания. В этом случае декоративный эффект достигается сразу. К тому же, такие фигуры, возможно, использовать в качестве садовых светильников. Достаточно разместить на фигуре светодиоды, и они украсят сад в темное время суток. Я пошел еще дальше, и некоторые из моих изделий могут рассматриваться как самостоятельный декоративный элемент, который становится главным акцентом всей ландшафтной композиции.

Городские зеленые насаждения

Практически всем городским зеленым насаждениям в какой-то мере пришлось потесниться, пустив на свою территорию магазинчики, кафе и т.д.

Теперь мы вынуждены наблюдать в аллейных посадках белеющие "зады" новоделов. Все это в достаточно короткие сроки возможно прикрыть посадкой новых кустарников под топиарную стрижку. А кое-где потребуется только сильная омолаживающая обрезка старых посадок с целью адаптировать их к новым требованиям. К тому же это обойдется дешевле. Плотная стриженая форма не позволит проникнуть сквозь нее, и значительно упростит уборку мусора, позволит избежать заломов ветвей в случае обледенения или налипания снега.

Используя, даже простейшие, топиарные формы, можно значительно изменить облик наших улиц и проспектов. А сочетание садово-парковой скульптуры и грамотно подобранного живого материала даст массу новых декоративных возможностей, не требуя при этом затрат на услуги квалифицированного садовника.

Топиарные сады можно и нужно создавать. Но для этого нужна национальная идея, чудаки «топиарусы», поддержка и понимание административных органов. Надо стремиться сделать окружающий нас мир прекрасным, многоликим и чудесным, а не сетовать на то, что мы еще не готовы к пониманию и восприятию красоты, ахать на чудеса озеленения европейских городов.

Вадим Кулешов


Другие материалы по теме: Публикации (ВДНХ)

Видеорепортаж телевизионной программы "Вести Волгоград"

[ 12 января 2011 ]

Видеорепортаж телевизионной программы "Вести Волгоград" Телевидение Волгограда, 07.01.2011г.

Волгоградское телевидение показало репортаж Надежды Магнитской о моей работе. Съемки проходили в моей мастерской. Здесь привожу информацию с их сайта.

Восточный Экономический Форум

[ 05 сентября 2017 ]

Восточный Экономический Форум Восточный Экономический Форум 2017

5-7 сентября 2017г.

Надо честно сказать, что не я принимал участие в ВЭФ-2017, а мои скульптуры были представлены на стенде от Чукотского края. Чукотские партнеры настаивали, чтобы я тоже присутствовал на этом грандиозном для всего Дальнего Востока событии года. Пришлось сделать двухнедельный перерыв в плотном графике работ и посетить приветливый Владивосток.

Фестиваль Кузнечного Искусства

[ 11 ноября 2008 ]

Фестиваль Кузнечного Искусства Третий Международный Бывалинский Фестиваль Кузнечного Искусства

Время проведения: с 24.05.2008 по 25.05.2008.

Место проведения: Село Бывалино Павлово-Посадского района Московской области. Территория, прилегающая к храму святого великомученика Никиты Московской епархии Русской Православной Церкви.

На этот Фестиваль я привез свою работу из проволоки "Медведь". В журнале "Мир Металла" (Июль 2008г.№3(40)) опубликован фоторепортаж "К новому фестивалю - через мост". Там можно увидеть и моего медведя.

Выставка "Лучшие проекты России-2009"

[ 09 декабря 2009 ]

Выставка "Лучшие проекты России-2009" Выставка-конкурс под эгидой Совета Федерации "Лучшие проекты России-2009"

Время проведения: с 01.12.2009 по 05.12.2009г.

Место проведения: Москва. Совет Федерации.

В выставке-конкурсе "Лучшие проекты России-2009" я представлял свой авторский проект: "Ландшафт, Топиар, Скульптура". Диплом вручила Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике, Член Комитета Совета Федерации по образованию и науке, Член Комиссии Совета Федерации по жилищной политике Нарусова Людмила. Подробнее тут, а увидеть как это было можно посмотрев фотоотчет с выставки.

Олень в фильмe «Измена»

[ 24 июля 2012 ]

Олень в фильмe «Измена» Ко мне обратилась помощник режиссера фильма "Измена" Кирилла Серебренникова и уговорила дать им для съемок скульптуру гордого оленя. Я пошел им навстречу и, кстати, взял этот вариант на вооружение и теперь предлагаю свои скульптуры в аренду.

После этого, несколько раз пытался найти информацию в интернете о том, как снимался мой олень. Я только видел, что вокруг него крутились несколько актеров, там были и немецкие коллеги. Все фотографировались. Правда фотографий мне так и не досталось.

В итоге я нашел все-таки информацию о съемках от первого лица. Решил поместить сюда и это, для истории. На фотографии главная героиня фильма, немка Франциска Петри.